ПЕРМСКИЙ КРАЙ

КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН

 МЫСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

 Программа  "Одарённые дети"

МБОУ «Мысовская СОШ»

Обоснование   программы

Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Одаренные дети:

имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в  нашей школе.

В  течение последних пяти лет в  школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения  на  педсоветах,   заседаниях  предметных МО, совещаниях при директоре.

Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем наших детей  являются гарантом реализации программы.

 

В нашем образовательном  учреждении:

Ведётся определённая работа по обновлению содержания  образования, форм, методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;

решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта обучающихся;

осуществляется  предпрофильная подготовка на базе ПГПГК;

формируется нравственный и гражданский облик выпускника;

развивается проектная,  научно-исследовательская деятельность обучающихся;

обучающиеся имеют определённые успехи в  школьных, районных  олимпиадах, конкурсах, и спортивных  соревнованиях:

- 1 и 3 места в районе по биологии, 3 место по экологии;

- 2 место в районной научно-практической конференции, 3место на краевом уровне по краеведению;

- призовые   места по географии на муниципальном уровне;

- призовые места в районном и региональном  конкурсе «Марафон знаний»;

- призеры в региональных конкурсах  «Енот», «Почемучка», «Тигр» и др.;

- призовые места в конкурсах фольклорных коллективов;

- призовые места в спортивных  соревнованиях.

    Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, в деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:

- психолого-педагогической диагностики одарённых детей;

- адресной поддержки  обучающихся и педагогов для развития способности и таланта;

- работы с семьями одарённых детей;

- адаптации в социуме одарённых детей.

 

Организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия в системе образования:

- традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми;

- условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми;

- наличие в классе детей с разными  социальными и интеллектуальными уровнями. Это требует от учителя проявления профессиональной  компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых  обучающихся.

Целевые индикаторы и показатели:

-          пополнение базы данных;

-          участие обучающихся в школьных, районных, региональных турах Всероссийских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;

-          работа над созданием НОУ;

-          участие  обучающихся в школьных и районных спартакиадах и других спортивных мероприятиях;

-          участие  обучающихся в школьных, районных и региональных творческих конкурсах, обеспечение 100%  внеурочной занятости  обучающихся;

-          создание портфолио выпускника школы.

В результате  многолетней педагогической работы в школе сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в программе «Одаренные дети».

Сроки  реализации: 2010-2015 гг.

Этапы работы:

1 этап - аналитический (2010-2011г.) - при выявлении одаренных детей учиты­ваются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­зической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми, обучающимися в классе.

2 этап – диагностический (2011- 2012г.) - на этом этапе прово­дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цельапробация системы работы с одаренными  обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся  (2012-2015г.)

Цель  программы : создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся  для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах, интернет – олимпиадах, заочных школах, чемпионатах;

5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

 

Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:

 

·выявление одаренных  обучающихся;

·пополнение банка данных «Одаренные дети»;

·разработка индивидуальных форм работы;

·внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

·использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

·создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

·развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

·включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские,  всероссийские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

·разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и  обучающихся   школы  и других образовательных учреждений города, области.

 

Организация  воспитательной работы в рамках программы:

·Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

·Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

·Формирование высокой речевой культуры;

·Утверждение здорового образа жизни школьника;

·Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·         принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·         принцип свободы выбора обучающимися  дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

·         принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·         принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

·         принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

·         принцип  научности и интегративности;

·         принцип гуманизма и демократизма.

Основные мероприятия программы.

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми;

 -участие в краевых интернет - олимпиадах, заочной школе, профильных лагерях и школах.

 

Основные мероприятия,  необходимые для реализации программы:
I. Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

II. Создание благоприятных условий для реализации  интеллектуального, творческого потенциала одаренных детей.

III. Развитие творческих  и познавательных способностей  обучающихся.

IV. Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

 

 

Программа "Одаренные дети"

Документы

Приказ о распределении обязанностей между членами администрации по введению ФГОС.

 


 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»