ПЕРМСКИЙ КРАЙ

КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН

 МЫСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

МБОУ «Мысовская СОШ»

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

                                                                  решение педсовета протокол №____

От________ 20__года

Председатель педсовета

_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Моя малая родина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработана

учителем нач. классов

Мезенцевой Ю. В.

 

 

 

2012 год

 

Пояснительная записка.

       Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ,  олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии  с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении детским клубом «Моя малая родина».

        Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

       Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего села, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

        Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка,  направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного  развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

В классе 20 учащихся, такое количество детей даёт возможность использовать дифференцированный подход, внеурочная деятельность данного направления  может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер. Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.

        Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

  Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего насе­ленного пункта и Урала, как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вы­членением отдельных деталей повседневного бытия конкретной мест­ности;

- изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отно­шения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в ус­ловиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурно­сти региона;

 - укрепление семейных связей:

           заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

           наличие богатых возможностей для большого количества уча­щихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы роди­телей, бабушек и дедушек, других родственников;

           изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писате­лей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

            общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

            совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между пред­ставителями разных поколений в семье);

           формирование экологической культуры, способности само­стоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к ок­ружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава­тельной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;    

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реали­зацию культуротворческой инициативы.

       Программа рассчитана на школьников младшего возраста с 1-й по 4-й класс. Продолжительность реализации программы во второй год обучения (учащиеся 2 класса) включает периоды с  сентября 2012 года по май 2013 года. Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 66 часов, продолжительность занятия – 40 минут.

 

 

 

 

 

 

.                                       Содержание программы.

 

Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.

Программа выполняет две функции:

               - информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

              - организационно - планирующая  функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

         - признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;

         - выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

В содержании:

            - изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

            -понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их НРК), содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, посёлка, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения Пермского края как части географического и исторического целого;

- обращение к реалиям повседневной жизни пермяков, решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.

В организации:

        - реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

        - придание особой роли наглядности в реализации программы в ау­диторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

        - вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспе­диции (археологические, экологические, геологические, этнографиче­ские, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристи­ческие походы.

          Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников детского клуба «Моя малая родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

 

1. История моей семьи (18 часов).

2. История своего села (14 часов).   

3.Пермский край –  субъект Российской Федерации (20 часов).

4. Природа нашего края (14 часов).

Всего: 66 часов (2 часа в неделю).

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Планируемые результаты.

В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

Знать/понимать:

O родословную своей семьи

O историю своего населённого пункта, различных учреждений

O историю народов, проживающих в своём крае и их традиции

O основные краеведческие термины и понятия

O администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Пермского края, значения официальных символов

O основные этапы и ключевые события истории Перми с древности до наших дней

O изменения природной среды Урала в результате деятельности человека

O особенности природы, населения

O специфику географического положения и административно-территориального устройства

O природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем

O важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Уметь:

O рассказывать о важнейших событиях истории Урала, образовании Уральских гор, Пермского края и своего населённого пункта

O выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы

O работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию

O описывать традиции народов своего края

O показывать на карте границы и географический центр Пермского края, границу между Европой и Азией

O приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Урала

O составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты

O работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

O проведения самостоятельного поиска информации

O понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни

O ориентирования на местности и чтения карт

O учёта фенологических наблюдений в природе своей местности

O решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий

O высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Прикамья.

O использования знаний об историческом пути и традициях народов Прикамья в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Тематическое планирование.

                         1. История моей семьи (18 часов).

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

 

                        2. История своего села (14 часов).   

История зарождения села.

История школы и других учреждений посёлка.

Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в посёлке.

Практические работы.

1) Экскурсия по селу с целью изучения его истории развития.  

2) Посещение музея с целью анализа данных о развитии села.

3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.

4) Администрация поселения.

5) Изучение и описание традиций народов, живущих в посёлке.

 

        3.Пермский край –  субъект Российской Федерации (20 часов).

Пермский край на карте мира, на карте Российской Федерации.

Границы, пограничные территории.

Официальные символы.

Правительство Пермского края.

Достопримечательности Перми.

Знаменитые люди Прикамья.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Пермского края.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

Работа с различными источниками по сбору материалов о достопримечательностях Перми и знаменитых людях Прикамья.

 

                         4. Природа нашего края (14 часов).

1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Пермского края.

2) Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Озёра – здравницы.Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.

         3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.

2) Составление рассказа об озёрах и реках Пермского края.

3) Заочная экскурсия в районный метеорологический пункт.

4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление альбома о местных животных и растениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема занятия

Форма занятий

1.

 

История моей семьи – 18ч.

1.Генеалогическое древо семьи.

 

Рассказ учителя.

2.

 

2. Моя родословная.

Практическая работа

3.

 

3.Моя родословная.

Выступление.

4.

 

4.Моя родословная .

Выступление.

5.

 

5.Старые фотографии рассказали. Выставка фотографий.

Практическая работа.

6.

 

6.Беседы с бабушками, дедушками об участии их в развитии своего поселка

Практическая работа.

7.

 

7.Вклад моей семьи в развитие края.

Исследование

8.

 

8.Вклад моей семьи в развитие края.

Исследование

9.

 

9.Вклад моей семьи в развитие края.

Исследование.

10.

 

10.Профессии моих родных

Защита творческого проекта.

11.

 

11.Мои родные в годы ВОВ

Исследование

12.

 

12.Мои родные в годы ВОВ.

Составление проекта

13.

 

13.Мои родные в годы ВОВ

Защита проекта.

14.

 

14.Мои родные в годы ВОВ

Защита проекта

15.

 

15.Традиции моей семьи.

Исследование.

16.

 

16.Традиции моей семьи.

Составление проекта.

17.

 

17.Традиции моей семьи.

Защита проектов

18.

 

18.Традиции моей семьи

Защита проектов.

 

 

19.

 

2 четверть.

История своего села – 14ч

1.История зарождения села.

 

 

Посещение музея.

20.

 

2. История школы.

Рассказ учителя.

21.

 

3. Народы, заселяющие наше село.

Исследование.

22.

 

4. Народы, заселяющие наше село.

Выступление.

23.

 

5. Традиции народов, живущих в поселке.

Исследование.

24.

 

6. Традиции народов, живущих в поселке.

Составление проекта.

25.

 

7. Традиции народов, живущих в поселке.

Составление проекта.

26.

 

8. Традиции народов, живущих в поселке.

Защита проекта.

27.

 

9. Традиции народов, живущих в поселке.

Защита проекта.

28.

 

10. Достопримечательности нашего села.

Исследование

29.

 

11.Достопримечательности нашего села.

Фотовыставка.

30.

 

12. Улицы нашего села.

Исследование.

31.

 

13. Старые улицы нашего села.

Защита проекта

32.

 

14. Новостройки нашего села.

Защита проектов.

 

 

 

33.

 

3 четверть – 20 ч.

Пермский край – субъект Российской федерации.

 

1.Пермский край на картах мира и Российской федерации.

 

 

 

Рассказ учителя.

34.

 

2.Границы, пограничные территории.

Работа с картой

35.

 

3. Пермский край на карте и его соседи.

Интеллектуальный марафон.

36.

 

4.Официальные символы.

Рассказ учителя.

37.

 

5. Официальные символы.

Практическая работа.

38.

 

6. Губернатор и правительство области.

Рассказ учителя.

39.

 

7. Достопримечательности Перми.

Исследование.

40.

 

8. Достопримечательности Перми.

 Составление проекта.

41.

 

9. Достопримечательности Перми.

Составление проекта.

42.

 

10. Достопримечательности Перми.

Защита проектов.

43.

 

11. Достопримечательности Перми.

Защита проектов.

44.

 

12. Знаменитые люди Пермского края.

Исследование.

45.

 

13. Знаменитые люди Пермского края.

Составление проекта.

46.

 

14. Знаменитые люди Пермского края.

Составление проекта.

47.

 

15. Знаменитые люди Пермского края.

Защита проекта..

48.

 

16. Знаменитые люди Пермского края.

Защита проекта.

49.

 

17. Горная решетка Урала.

Рассказ учителя.

50.

 

18.Полезные ископаемые Урала.

Исследование.

51.

 

19. Древние истории подземных кладовых.

Исследование.

52.

 

20. Рассказ о биографии Уральских гор.

Защита проектов

 

 

53.

 

4 четверть – 14 ч

Природа нашего края.

1.Представители животного мира.

 

 

Исследование.

54.

 

2. Представители растительного мира.

Исследование.

55.

 

3. Редкие и исчезающие растения и животные.

Исследование.

56.

 

4. Красная книга Прикамья.

Просмотр презентации.

57.

 

5. Край рек и озер. Водные объекты нашего края.

Исследование.

58.

 

6. Озера – здравницы.

Исследование.

59.

 

7. Характеристика озер, использование в хозяйской деятельности.

Практическая работа.

60.

 

8. Климат и погода. История метеонаблюдений.

Практическая работа.

61.

 

9. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде.

Исследование.

62.

 

10. Заповедники 21 века.

Выставка

63.

 

11. Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу»

Практическая работа.

64.

 

12. Составление правил поведения на территории памятников природы.

Презентации с обсуждением.

65.

 

13.Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края.

 

66.

 

14. Защита проектов.

Просмотр презентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Материально-техническое обеспечение.

№1

Наименование

Количество

Примечание

1

Физическая карта мира

1

На всех учащихся

2

Физическая карта России

1

На всех учащихся

3

Физическая карта Пермского края

1

На всех учащихся

4

Атлас Пермской области

12

На каждого учащегося

5

Контурные карты.

12

На каждого учащегося

6

Коллекция полезных ископаемых Урала

1

На всех учащихся

7

Мультмедиа-класс

1

На всех учащихся

8

Набор картин растений и животных Пермского края

1

На всех учащихся

9

Набор плакатов с символикой района, области

1

На всех учащихся

Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" 2 класс.

Документы

Приказ о распределении обязанностей между членами администрации по введению ФГОС.

 


 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»